Миссия компании. Наши реалии.

Экспертное мнение

missionМиссия – это слово понимают все европейские предприниматели и у них оно не вызывает столько негатива и сарказма. В кругах наших предпринимателей это слово стало чуть ли не ругательством. Самые популярные комментарии, которые мне приходилось слышать на презентациях стратегических планов: «Давай без этой лирики», «Назови этот слайд как-то по другому» и «Это все понятно, но наша миссия – зарабатывать деньги». Почему это приняли во всем цивилизованном мире и до сих пор не могут принять у нас? Особенно сложно это воспринимается представителями среднего и малого бизнеса. Да и во многих крупных компаниях к этому вопросу относятся неоднозначно, особенно в группах компаний. Почему? Потому, что в группе компаний, миссия должна быть у каждой бизнес-единицы, а на практике заявление о миссии есть только на корпоративном уровне. Я могу вспомнить случай, когда в холдинговой структуре создали транспортный отдел, затем его преобразовали в транспортную компанию, далее директор этой транспортной компании захотел самостоятельности и вынес на обсуждение акционеров вопрос о том, что его компанию необходимо сделать отдельным бизнесом и он сможет давать больше прибыли. Вроде бы все логично, а заявление о большей прибыли – это «стартовый свисток» для большинства собственников. Но… Таким образом создается классический корпоративный конфликт. У транспортной компании больше не в приоритете обслуживание основного бизнеса в рамках группы компаний, ей необходимо зарабатывать деньги.

Давайте разберемся, что могло сформировать такое отношение к миссии. На мой взгляд, причины такие:

  • это вопрос очень плохо рассматривается в наших ВУЗах. На курсе менеджмента в одном из ведущих экономических вузов нашей страны вопрос создания миссии рассматривают всего-то 2 академических часа, а в практическом примере приводят историю компании «Burger King Corporation» с ее неправильной миссией «догнать и перегнать».
  • неквалифицированные консультанты, которые брали огромные деньги за «имитацию бурной деятельности» в вопросе создания миссии. Это происходило и происходит в основном во время выезда акционеров и ТОП-менеджмента в какой-нибудь дом отдыха, расставляются флип-чарты, консультант как модератор записывает мнения всех присутствующих. На выходе появляется миссия в виде фразы: «телевизор в каждый дом» или «Наш автомобиль каждому украинцу». J

Так что же такое миссия, как разрабатывается, какие основные пункты должна содержать, и в каком документе она должна фиксироваться. Пункты миссии:

  • Роль или вклад. Этот пункт вносит ясность в вопрос - «Для чего создана и функционирует данная компания или подразделение?».
  • Определение бизнеса. Этот пункт вносит ясность, чем именно занимается Ваша компания в данный период.
  • Отличительные компетенции. Здесь указывается, чем Ваша компания отличается от остальных. Именно отличается, а не напоминает лидера рынка.
  • Возможные направления будущего развития. Тут указывается чем компания планирует заниматься или наоборот не будет заниматься ни при каких условиях.

Миссия фиксируется в стратегическом плане компании или бизнес единицы с горизонтом планирования не менее трех лет. Миссия не фиксируется в каких-либо отдельных документах.

Кстати, миссия в данном формате очень полезна для интернет-магазинов и прочих интернет проектов. Почему? Это по сути текст для поисковых ботов.

Миссия – это очень важный вопрос для бизнеса, а правильный подход к этому вопросу только укрепит Ваш бизнес, а не создаст дополнительной головной боли.

Комментарии: