Что происходит с автомобильным рынком Украины сейчас и как может развиваться ситуация в ближайшее время

Экспертное мнение

Поскольку по роду деятельности приходится так или иначе постоянно сталкиваться с рынком автомобилей – как подержанных, так и новых, попробуем разобраться в происходящем и предположить, что нам ожидать в ближайшем будущем.

Итак, для начала подборка фактов:

-        завершение 330-дневного спец.расследования по импорту иностранных автомобилей, инициированного в июне 2011 года ассоциацией «Укравтопром»

-        введение налога на роскошь (40%), увеличение акциза, а также желание государства ввести сбор за утилизацию автомобилей

-        кризисные тенденции у основных автопроизводителей и автодилеров

-        сворачивание – полное либо частичное – кредитных программ на приобретение новых автомобилей

-        усложнение процедуры продажи автомобилей с пробегом, ограниченный доступ к программам кредитования автомобилей с пробегом

Рассмотрим коротко каждую позицию:

-        спецрасследование, инициированное Минэкономразвития по запросу Ассоциации украинских автопроизводителей, номинально выглядело весьма безобидно – поводом послужило сокращение объемов украинского производства за период 2008-2011. Но если посмотреть на ситуацию более детально, возникает множество противоречий и странностей:

  1. по случайному совпадению Министром экономического развития является человек, непосредственно имеющий отношение к одному из украинских автогигантов – П.Порошенко;
  2. из 22 членов Специальной комиссии 16 были освобождены от занимаемых должностей до начала спецрасследования;
  3. украинский автопром на 90% состоит из крупноузловой сборки, уже имеющей ряд льгот от государства;
  4. практически все украинские автопроизводители – Укравто, АИС, Богдан и пр. испытывают ощутимые финансовые трудности;
  5. несмотря на то, что результаты спецрасследования пока засекречены и продолжаются консультации с аппаратом Президента,  ВААИД и прочими заинтересованными лицами, фактов, подтверждающих взаимосвязь между падением украинского производства и зеркального увеличения потребления импорта, так и не прозвучало.

-        Дополнительные налоги. Время от времени, когда дыры в бюджете  перестают быть критическими, а становятся скорее катастрофическими, государство вспоминает о своих простых гражданах с целью сделать их еще немного «проще». Так и в этом случае.  Слава Богу, что не приняли закон в редакции, предложенной С. Тигипко (привязка к объему двигателя + взимание налога «задним числом» - не только с нового, а и с уже приобретенного транспорта) – в этом случае за Вашу «роскошную» Волгу ГАЗ-2410, принадлежавшую Вашему деду, например, можно было «попасть» на вполне пристойную сумму. Как бы то ни было – приняли рабочую редакцию, подразумевающую привязку к стоимости авто в розничной сети (продажную цену) с единоразовой уплатой налога при покупке. Заодно и ставку подняли – до 40% - ни много, ни мало. Наверное, в надежде на добропорядочность «богатых дядей», забыв про то, что чем богаче «дядя», тем скромнее выглядит его декларация о доходах. Про акциз уже было сказано-пересказано, но его размеры утверждены и обжалованию не подлежат. Что касается налога на утилизацию, то тут вообще парадокс. Оказывается, за будущую утилизацию автомобиля было бы неплохо заплатить сразу при его покупке. Таким образом, купил новый автомобиль – будь добр сразу заплатить за его утилизацию в том же салоне, в котором приобрел – а когда это случится (год, два, двадцать пять и будет ли «жив» еще этот автосалон) никого не интересует.

-        Про кризисные тенденции у наших крупнейших автомобилистов (Укравто, АИС, Еврокар, Нико и т п) вне зависимости от их товарной номенклатуры уже говорено-переговорено. Не вижу смысла повторяться. Можно лишь подметить, что  99% этих пресловутых тенденций – объективное следствие их собственных ошибок: отсутствие четкого стратегического и маркетингового планирования, перегруженное «финансовое плечо», замороженные программы развития (автогородки, сети автосалонов в абсолютно «дохлых» местах), элементарное отсутствие культуры продаж, и лишь 1% - действительно объективные причины.

-        В принципе, о сворачивании кредитных программ мы также предупреждали в наших более ранних блогах. В связи с тем, что госрегулирование в банковском секторе (НБУ) носит достаточно жесткие формы и направлено на то, чтобы как минимум до выборов удержать гривню в коридоре 8,00 – 8,15, особым шиком кредитные программы нас не побалуют. Мифические госпрограммы наподобие «Ипотека за 3%» если и работают, то явно не для широких масс – ограничиваясь кастами госслужащих и приближенных к ним лиц. Для основной массы населения предлагаются программы с реальными ставками от 18% годовых и вверх. Тонкий ручеек программ с «реальным 0%» от крупных мировых автопроизводителей – Ниссан Финанс, Тойота Финанс и прочих – если еще не пересох полностью, то в свете грядущего объявления результатов спецрасследования, вполне может пересохнуть на долгие годы

-        Рынок автомобилей с пробегом в кризисные годы «просел» не так фундаментально, как рынок новых авто. Но в то же  время правила игры на рынке постоянно меняются государством (уже отменены биржевые сделки, есть ряд нововведений в налогообложении, максимально усложнена процедура регистрации сделок), практически отсутствует организованная комиссионная торговля, а также на этом рынке оперирует огромное количество серых и черных дилеров. Из последних законодательных нововведений – обязательная оценка объекта продажи у «независимого» эксперта. По странному стечению обстоятельств из нескольких сотен зарегистрированных оценочных компаний допущено к оцениванию всего лишь 12!!! И это на всю Украину. Остаются, конечно, варианты с продажей автомобиля по Генеральной доверенности и по справке-счету, но тем не менее очередная «шпилька» прошла. Возможно, в силу перечисленных факторов банки крайне осторожно смотрят на перспективы продвижения услуг в этом сегменте. Многие декларируют кредитные программы, но реально из них работают единицы. Специалисты нашей компании совместно с финансовыми учреждениями  разработали кредитный продукт, но пока он носит характер пилотного проекта и не имеет массового распространения.

Резюмируя вышесказанное, перспективы украинского авторынка весьма туманны и неопределенны. Так называемый «отложенный спрос», которым любят оперировать основные игроки – чистой воды фикция. Кроме того, как продавцы, так и покупатели вынуждены постоянно отслеживать и оперативно реагировать на изменения законодательных ограничений. Однозначно, нервозности добавляет ожидание результатов спецрасследования. Основной задачей крупных игроков является возвращение финансовых учреждений на рынок – без дополнительного финансирования развитие будет весьма затруднено. В любом случае, оперативно вернуть утраченные в результате кризиса 2008-2010 объемы продаж не получится, то есть нас ожидает очередной поступательный рост при прочих благоприятных условиях.  

Комментарии: