Критерии оценки привлекательности проекта

Полезные советы

Попробуем разобраться в основных столпах проекта – какие основные признаки привлекательного проекта и что может отпугнуть потенциального инвестора либо кредитора.

Окупаемость. Достаточно интересный показатель, на который, как правило, обращают внимание в первую очередь. С одной стороны, проекты с большим сроком окупаемости – от 10 лет и выше в условиях текущей ситуации рассматриваются с достаточно большой долей скепсиса. Во-первых, ситуация на финансовых рынках не позволяет с достаточной степенью уверенности спрогнозировать развитие ситуации на столь длительном промежутке временной оси. Во-вторых, достаточно высокая вероятность изменений в законодательном поле способна сделать даже самый перспективный долгоиграющий проект потенциально убыточным, а то и вообще – нереализуемым. В-третьих, не исключено, что при проработке проекта была слишком перегружена расходная часть или наоборот – недооценена доходная. В общем и целом – что хорошо для западной экономики (рентабельность на уровне 10% считается оптимальной), для наших условий – практически путь в никуда. С другой стороны – слишком быстрый срок возврата инвестиции (6-12 месяцев) также вызывает вопросы из серии - «зачем нужны дополнительные средства», «не спекулятивный ли это доход», «не афера ли это».

Денежный поток. Способность проекта генерировать стабильный доход (выручку) на всем своем протяжении – также немаловажный фактор на пути к успеху. Сезонные бизнесы, подразумевающие влияние погодного фактора, наличия специфической ресурсной базы или иных подобного рода нюансов, всегда вызовут достаточную порцию скепсиса по сравнению с гармоничными проектами, приносящими равномерную во всех временных отрезках выручку.

Резервный (стабилизационный) фонд. Наличие определенной «финансовой подушки», способной сгладить кратковременные негативные моменты (ну, как же совсем без них) даст понять потенциальному инвестору/кредитору, что его вложения в определенной степени подстрахованы оператором проекта и риски проекта в данном случае ложатся не полностью на его плечи, а более-менее равномерно распределяются между всеми участниками.

Развернутая финансовая модель. В тех условиях, в которых находится сегодня наша экономика, финансовую модель вполне можно отнести к «китам», на которых держится проект. Полновесная финансовая модель с элементами маркетинга и риск-анализа (идеально – 2-3 сценария развития событий) позволит инвестору/кредитору, даже не особо ориентирующемуся в хитросплетениях Вашего продукта либо отрасли, оперативно оценить все плюсы и минусы проекта, принять решение о вхождении в проект без дополнительных консультаций, а также придаст Вашему проекту столь необходимую нынче солидность и «увесистость».

Таким образом, по нашему мнению, хоть ситуация в экономике сегодня очень напоминает уже порядком подзабытые 90е годы, организационная составляющая бизнеса шагнула далеко вперед – сегодня «рулят» не малиновые пиджаки, барсетки и крутые офисы, а финансовые отчеты, калькуляторы и информированность.

Комментарии: