Business guide: Танталовы муки иностранных компаний на украинском рынке

Полезные советы

Каждая иностранная компания, входящая или планирующая вход на украинские рынки сталкивается с похожим набором проблем:

  • несовпадение менталитета;
  • непонимание «правил игры» на локальном рынке;
  • незнание специфики локального контрагента\партнера;

для решения подобных вопросов у компании есть, как минимум 3 альтернативных пути:

  • работа на собственных ошибках;
  • привлечение крупных международных консультантов;
  • выбор локального консультанта;

разберем поподробнее каждый из них:

работа на собственных ошибках — выбирая этот путь, иностранная компания сталкивается с большим набором проблем — начиная от выбора организационной формы компании и путей заведения инвестиции, заканчивая вопросами подбора персонала и определения контрагентов. Данный путь развития наиболее сложный в плане реализации, непредсказуем в плане конечного результата, но достаточно экономный в затратной части

привлечение крупных международных консультантов — по этому пути наиболее часто идут крупные компании. Основная проблема — неоправданно завышенная стоимость услуг, как для украинского рынка, методы работы западных консультационных компаний в Украине часто оставляют желать лучшего. Наиболее простой путь в плане реализации (на локальном рынке представлено большинство ведущих западных консультантов), наиболее затратный по финансам, возможны отклонения от желаемого конечного результата в силу специфики рынка

Выбор локального консультанта — таким путем идут компании среднего сегмента бизнеса, иногда — крупные западные компании. Основная проблема — нечистоплотность локальных компаний, в процессе реализации стратегии возникают непредвиденные нюансы и часто конечный результат также отличается от желаемого. Основной положительный момент в сотрудничестве — отличное знание специфики рынка, «правил игры» и обширные связи. В случае успешной реализации проекта практически гарантирован выбор оптимального варианта стратегии. Наименее затратный в финансовом плане вариант, самый сложный в реализации (выбор надежного и постоянного консультанта), предлагаемые бизнес-решения часто близки к оптимальным.

Основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при входе компании на рынок:

  • форма собственности (дочерняя компания, компания с иностранными инвестициями, общество с ограниченной ответственностью);
  • договорные отношения с материнской структурой — форма завода\вывода инвестиции, распределение прибыли,  налогообложение «дочки»;
  • подбор персонала;
  • выбор и анализ контрагентов, формы и режимы оплаты;
  • валютные риски (особенно в случае долгосрочных контрактов — от 1 года);
  • формат отношений с государственными структурами. 

Комментарии: